Егор Миронов (fillum) wrote,
Егор Миронов
fillum

Categories:

5 вариантов

.
Чтобы знать, что и как делать, нужно знать, что происходит
.
    Карта Острова Сокровищ, даже с точными координатами зарытого на нём клада, сама по себе бесполезна, если вы не знаете, где вы находитесь относительно этого Острова, в какую сторону к этим Сокровищам идти. И все ваши собственные мысли и советы со стороны по поводу того, в какую сторону двигаться, также бесполезны, если вы не знаете, где находитесь.
.
map1
.
    Я для себя когда-то вот такую простую схему составил, что-то типа «варианты ситуации»:

1. Человеку плохо, и он не понимает, что с ним вообще происходит.
2. Человеку плохо, он понимает (ощущает), что с ним происходит, но не понимает, что с этим делать.
3. Человеку плохо, он понимает (ощущает), что с ним и понимает (чувствует) что он хочет с этим делать, но не понимает, как это делать.
4. Человеку плохо, он понимает (ощущает), что с ним и понимает (чувствует) что он хочет с этим делать и как это (правильно для него) делать, но... не делает.
5. Человеку плохо, он понимает (ощущает), что с ним и понимает (чувствует) что с этим делать и как это (правильно для него) делать, и он даже правильно всё это делает, а результата всё равно нет.
.
   Так вот, с точки зрения психотерапии помощь именно как воздействие на человека в той или иной форме или относительно долговременное нахождение терапевта рядом с клиентом нужна только в п.1 и очень редко - в п.5 В п.п.2 - 4 ему в основном нужна только информация, всё остальное он может сделать сам. Даже в п.4, как ни странно – «лень» или «отсутствие мотивации» в 99% случаев это тоже банальное отсутствие информации о вариантах «что» и «как» можно сделать.
.
п.1 - это ситуация человека-«черепашки», который себя не чувствует, который очень хорошо научился себя обманывать - тут нужна нормальная полноценная психотерапия, возвращать человека в тело нужно (убирать тот самый Страх, который человека сковал, заковал в "панцирь"). А п.5 - это глубинные «затыки» (семейные, родовые) - тут тоже нужна нормальная психотерапевтическая помощь, но и  в этом случае она может быть проведена очень быстро и эффективно.
.
   В остальных случаях умному и мыслящему человеку  достаточно получить «кусочек» информации. Без всяких таблеток, многолетнего жития в ашрамах и всяких околоэзотерических практик.
.
    Большинство болезней (телесных, психических) - это всего-навсего отсутствие информации, т.е. ответа на простой вопрос «а как ещё я могу поступить в этой ситуации?»

Опять же на примере еды:
.
        1.  Человек ощущает некий дискомфорт в теле, но не может определить, где именно (в какой части тела) это ощущается, не может «опознать» это ощущение, или же вообще не привязывает дискомфорт к своему телу, а пеняет на плохую погоду, высокий курс евро или неадекватную политику президента Зимбабве. А это просто – голод. Физически тело хочет покушать, но на сознательном уровне это ощущение человеку недоступно, в его реальности осознаваемой нет названия для этого ощущения.  Ему просто «как-то вот плоховато мне…» А внутри тела голод всё усиливается...
.
         2.   Человек ощущает дискомфорт в теле и понимает, где это ощущение локализовано (в животе) и что это урчание означает голод (а не тоску, радость, печаль или холод от мороза на улице). Но он не знает, что голод удовлетворяется простым действием – пойти и покушать. Ну вот такая фантастическая ситуация у нас, что ему глюкозу вводили внутривенно ночью, когда он спал, и человек просыпаясь был сыт и весь день на этом «питании» держался.  А теперь ночью колоть его перестали, и голод изнутри показался, и что с этим незнакомым ощущением делать – человек не знает. Не зная «что?», он ничего и не делает. А голод всё усиливается…
.
         3.   Человек ощущает дискомфорт в теле и понимает, где это ощущение локализовано и что это точно голод, и даже знает, что еду нужно добыть (например – книжку прочитал, что люди, оказывается, днём едят:  а) сьедобную еду и б) делают это ртом). Но он не знает, как добывать еду – бегать по лесу за едой, найти и купить её в магазине, украсть у соседа, вырастить самостоятельно. Не зная «как?», он ничего и не делает. А голод всё усиливается…
.
         4.   Человек ощущает дискомфорт в теле и понимает, где это ощущение локализовано и что это голод, знает что еду нужно добывать и даже знает как сделать это в социально приемлемых рамках (не отобрать у соседа и не украсть ночью в магазине, а пойти и купить или вырастить самому). Но он, зная это всё, с дивана попу не поднимает и из дома не выходит (лень, мотивации нет, нельзя днём в магазин ходить – мама говорила, и т.д. и т.п.). А голод всё усиливается…
.
          5.  Человек всё знает и всё умеет. И даже делает. Но из магазина приносит протухшую еду, хотя знает, как выбирать свежую. Пойманная еда в лесу – убегает.  Посаженная еда – не всходит, несмотря на то, что и поливает он поле своё, и удобряет, и делает это всё по науке. Но голод - всё сильнее...
 .

     А теперь попробуйте сказать, что вы этого не знали… Более приземлённо это происходит вот так:

п.1 «Евлампий, мне плохо, фиг знает почему. Давай выпьем?»
п.2 «Евлампий, мне плохо - от меня жена ушла. Давай выпьем?»
п.3 «Евлампий, мне плохо, от меня жена ушла пять лет назад... надо бы жениться.. но как и на ком?.. Давай выпьем...»
п.4 «Евлампий, мне плохо, от меня жена ушла пять лет назад, надо бы с кем-нибудь познакомиться... Давай сегодня опять выпьем, а?..»
п.5 «Евлампий, едрёныть, прикинь, от меня жена ушла уже давно! А ну и фиг с ней. Я пять лет не курю, почти не пью, с женщинами знакомлюсь, иногда до постели дело доходит, с некоторыми даже жил по паре месяцев - и всё вроде хорошо... но вот именно когда ХОРОШО - я почему-то, вместо того, чтобы с женщиной своей в кино пойти, к тебе прихожу, козёл ты такой, и предлагаю тебе выпить. Чё за фигня, Ламп?»
.
     Имена и проблемы в этом примере можно сколь угодно менять - сплошь и рядом подобные диалоги (или монологи с самим собой).
.
    Люди разные, и ситуации в соответствии с вышеприведённой схемой у них тоже разные. Но в первом приближении все эти ситуации можно разделить всего на эти 5 типов. Поэтому, прежде чем пытаться отвечать на вопросы «что?» и «как?», нужно понять, где я, собственно, сегодня нахожусь. Нужно сначала сделать диагностику своего состояния и положения (во времени, в пространстве, в собственном теле). В автосервисе после слов клиентки «я ехала, машина сделала «пых-пых» и остановилась» мастер тоже сначала сделает диагностику автомобиля. В медицинской практике врач после выслушивания жалобы пациента сначала отправит его сдать анализы. В психотерапевтической практике после озвучивания клиентом своего запроса грамотный специалист обязательно сначала производит психодиагностику.
.
    Не вдаваясь в профессиональные дебри - итоги такой психодиагностики сводятся опять же к определению одного из пяти вышеуказанных вариантов ситуации, в которой находится человек. Т.е. сначала определяется стратегия. А потом уже для одного из пяти вариантов «из закромов» вытаскивается свой «набор инструментов» – определяется тактика - какой конкретный набор каких конкретных инструментов использовать для каждого конкретного типа ситуаций (для каждого из пяти вариантов) – это и есть ответ на вопрос «как?».
.
    Чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. Честный вопрос. А дальше всё будет просто (но не факт, что легко). Жить честно вообще часто нелегко. Но очень  вкусно )).
.
    Причём ни один из этих 5 возможных случаев сам по себе не является патологией. "Анестезию" на телесном уровне мы можем получить (т.е. на время стать человеком-черепашкой - см.п.1), когда опаздываем на поезд и бегаем по дому, натыкаясь плечами-локтями-коленками на двери-табуретки-чемоданы. В эти моменты мы не чувствуем боли, т.к. организм видит первоочередую задачу - успеть на поезд, и выключает ощущения для того, чтобы боль не отвлекала от процесса. Когда же мы плюхаемся наконец на своё место в купе и облегчённо выдыхаем, мы "вдруг" ощущаем боль в тех самых плечах-локтях-коленках и с удивлением видим выступившие синяки. Или, например, когда главному бухгалтеру нужно вдруг сдать за два дня годовой финансовый отчёт, или студенту за один день подготовиться  к сложному экзамену. В это время человек не будет ни есть, ни спать - т.е. сигналов тела типа "голод" он просто не будет слышать. Но когда сдаст отчёт или экзамен - почувствует волчий голод, который накопился за это время. С остальными четырьмя вариантами то же самое - мы можем туда "нырять" время от времени из-за отсутствия жизненного опыта, ресурсов, информации...
.
  Патологией является залипание в этом. Работать по 25 часов в сутки на протяжении месяца. Упорно выходить замуж в 10-й раз и не задаваться вопросом "а почему все мужья от меня уходят?"  Не обращать внимание на 20-е увольнение или на 30-й неотданный долг. Годами упорно "лечить" псориаз или аллергию мазями или избеганием общением с животными (с пыльцой, с продуктами...) без какого-либо эффекта. Всё это - залипание, но не решение вопроса.
.
  Поэтому ответ на вопрос "как?" может быть получен только после того, как вы (или специалист вместе с вами) определите тип вашей ситуации, вопроса, проблемы, которые вы хотите решить. Просто потому, что инструменты для каждого типа - разные.
.
    Возьмите любую дискомфортную ситуацию из своей жизни – попробуйте определить, к какому из пяти типов эта ситуация относится. При честном ответе у вас сразу будет «рецепт» в какую сторону смотреть.
.
     Если самостоятельно услышать ответ не получится – пишите, звоните, приходите – разберёмся вместе.



.

.
Tags: gnmpro, психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment